ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

г. Тамбов, ул. Моршанское шоссе 6А, каб. 203. Тел.: (4752) 564807. Email: politupr@yandex.ru               

 

Выписка из приказа об утверждении Перечня видов работ и нормы времени для расчета (учета)

объема учебной, учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской и других видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом Филиала

Предлагаемые нормативы времени и основные виды учебной работы представляют собой инструмент для наиболее целесообразного распределения учебной и других видов работ между профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедр Филиала и контроля за выполнением установленных нормативов учебной нагрузки ППС в течение учебного года.

Объем педагогической работы профессорско-преподавательского состава Филиала на каждый учебный год определяется суммарным количеством часов педагогической работы ППС по образовательным программам высшего образования, дополнительного профессионального образования и прочим образовательным программам, прошедшим аккредитацию, исходя из утвержденного штата ППС Филиала и с учетом необходимости выполнения этим составом всех видов учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и организационно-методической работы.

Для профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего образовательную деятельность Филиала, устанавливаются следующие годовые нормативы учебной нагрузки, в том числе аудиторной нагрузки:

№ пп

Категории профессорско-преподавательского состава

Общий объем учебной нагрузки (в часах)

Объем аудиторской нагрузки (в часах)

1.

Заведующий кафедрой

500/700*

150/200*

2.

Профессор

700

200

3.

Доцент

900

300

4.

Старший преподаватель, преподаватель

900

300

5.

Ассистент

900

300

* 500 часов для заведующего кафедрой доктора наук; 700/ 200 часов для заведующего кафедрой кандидата наук.

 Установление учебной нагрузки ППС менее определенной данным нормативом не допускается.

Конкретные размеры указанной нагрузки для каждого штатного преподавателя или принятого на работу по совместительству на планируемый учебный год определяются заведующим кафедрой в порядке рационального распределения совокупной педагогической нагрузки кафедры с учетом уровня квалификации и характера специализации преподавателя, согласно его должности и занимаемой им ставки.

Общий объем педагогической нагрузки преподавателя, находящегося в штате кафедры и получающего полный должностной оклад, рассчитывается исходя из шестичасового рабочего дня (шесть рабочих дней в неделю). При этом педагогическая нагрузка состоит из учебной нагрузки, определяемой в учебных часах в соответствии с установленными нормативами для расчета каждого вида учебной работы (Приложение 2 - первая половина рабочего дня), а также выполнения учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической и других видов работ (Приложение 3 - вторая половина рабочего дня).

Предлагаемые нормативы времени и основные виды работ (Приложения 2, 3) являются обязательными для распределения и учета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава Филиала, осуществляющего образовательную деятельность, для использования при распределении и учете учебной работы на факультетах Филиала по направлениям подготовки бакалавров, специалистов, а так же дополнительного и послевузовского профессионального образования.

Решением Ученого совета Филиала могут устанавливаться (дополняться) в указанных пределах нормативы годовой учебной нагрузки и нормативы по отдельным видам учебной работы в часах для каждой категории ППС Филиала.

Утвержденные на учебный год нормы времени по отдельным видам учебной работы не подлежат изменению в течение года.

Учебная нагрузка преподавателей включает в себя;

аудиторную работу;

контрольные формы педагогической нагрузки по аттестации студентов (слушателей);

К аудиторной работе преподавателей относится следующая учебная   нагрузка:

чтение лекций;

проведение семинаров, практических и лабораторных занятий;

 круглые столы, деловые игры, кейз-стади;

проведение семестровых предэкзаменационных консультаций;

занятия, проводимые в интерактивных формах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Педагогическая нагрузка преподавателей по аттестации студентов (слушателей) включает в себя следующие виды учебной работы:

прием экзаменов, зачетов, защита проектов и курсовых работ;

руководство выпускной квалификационной (дипломной) работой студентов;

руководство выпускной квалификационной работой, курсовой работой студентов;

прием рефератов, письменных экзаменационных работ, письменных зачетов, контрольных работ, тестирование по учебным дисциплинам, рецензирование контрольных работ, консультирование;

руководство магистерскими диссертациями;

участие в работе ГЭК, квалификационной комиссии;

руководство всеми видами практик, прием и защита отчетов по практике.

Контроль самостоятельной работы студентов (для очной формы обучения), предусмотренный в учебном плане может быть определен видами аудиторной работы, а именно:

практические и лабораторные занятия, в т.ч. с использованием компьютерных технологий; деловые игры, круглые столы, и т.д.

Учебно-методическая работа рассматривается как вид деятельности, обеспечивающий учебную работу необходимыми учебно-методическими материалами, и включает в себя:

составление новых учебных планов;

корректировку действующих учебных планов;

подготовку методических материалов к лекционным занятиям по новым для преподавателя учебным дисциплинам;

переработку методических материалов к лекционным занятиям ранее читаемых преподавателем учебных дисциплин;

разработку учебных программ по вновь вводимым учебным дисциплинам;

пересмотр действующих учебных программ;

разработку рабочих программ по вновь вводимым учебным дисциплинам;

переработку действующих рабочих программ;

разработку заданий для практических занятий;

разработка плана и заданий для самостоятельной работы;

составление сценариев и разработка заданий для занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

составление новых заданий для контрольных работ;

переработку заданий для действующих контрольных работ;

составление комплекта экзаменационных билетов на курсовой экзамен;

переработку комплекта экзаменационных билетов на курсовой экзамен;

разработку комплекта экзаменационных билетов на итоговый государственный экзамен;

разработку тематики курсовых работ;

составление заданий для выполнения курсовых работ;

разработку тематики рефератов;

составление заданий для выполнения рефератов;

разработку тематики выпускных квалификационных работ;

разработку тематики вопросов к зачету;

разработку методических рекомендаций к проведению практических занятий;

рецензирование рукописи методических рекомендаций к проведению, практических занятий;

подготовку рукописи учебно-методических и учебных пособий;

рецензирование рукописи учебно-методических, учебных пособий;

составление конспектов лекций;

составление сценариев и конспектов практических занятий;

разработку и изготовление учебных стендов, моделей и компьютерных презентационных материалов по учебным дисциплинам;

разработку заданий для выполнения контрольных работ студентами-заочниками;

разработку и изготовление раздаточного материала для лекционных и практических занятий;

разработка деловых игр по учебным дисциплинам;

разработку тематики докладов студентов для студенческих конференций;

подготовку студентов к докладам на студенческих конференциях.

Организационно-методическая работа рассматривается как вид деятельности, связанный с выполнением преподавателем различных видов работ в системе управления Филиалом, кафедрой, в приемной комиссии, Ученом совете Филиала, руководством студенческими группами.

Научно-исследовательская работа рассматривается как вид деятельности, связанный с организацией и выполнением преподавателем научной работы, и представлен:

организацией и проведением научно-исследовательской работы;

подготовкой научной статьи;

подготовкой рукописи монографии;

рецензированием научных работ;

редактированием сборников трудов кафедры, факультета, Филиала;

подготовкой отзывов на авторефераты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук;

подготовкой отзывов на авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук;

рецензированием диссертаций, направляемых на заключение кафедры диссертационными советами;

руководством научным семинаром кафедры;

участием в работе научного семинара кафедры;

подготовкой к научным докладам на конференциях, круглых столах и т.п.;

подготовкой к научным докладам на заседании Ученого совета Филиала.

Педагогическая нагрузка ППС определяется Индивидуальным планом каждого преподавателя, составляемым на предстоящий учебный год в конце текущего учебного года. Индивидуальный план рассматривается на заседании кафедры, подписывается ее заведующим и утверждается деканом факультета. Индивидуальный план декана факультета утверждается заместителем директора Филиала, курирующим учебную работу.

Учебная нагрузка преподавателя может быть изменена в силу объективных причин. Изменения и дополнения в течение учебного года должны рассматриваться на заседании кафедры.

Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленные  в Приложении 2.

Декану факультета устанавливается общий объем годовой учебной нагрузки - 450 часов (в том числе аудиторной нагрузки - не менее 150 часов).

За руководство кафедрой заведующему кафедрой в годовую учебную нагрузку включается 100 часов (вторая половина рабочего дня), за руководство факультетом, в т.ч. разработку учебных рабочих планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п., декану факультета включается объем учебной нагрузки 200 часов (вторая половина рабочего дня).

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в образовательной организации.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003г. № 41, устанавливаются следующие особенности работы по совместительству для педагогических работников Филиала: продолжительность работы по совместительству указанной категории работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Преподаватель, работающий на постоянной основе (1 ставка) может работать дополнительно по совместительству в Филиале, занимая не более 0,5 ставки.

Объем часов аудиторной и аттестационной работы в расписании занятий учебной программы должен полностью соответствовать количеству часов утвержденного учебного плана программы.

Объем учебной работы преподавателя на условиях почасовой оплаты не должен превышать 300 часов в учебный год (Постановление Минтруда РФ от 30.06.03г. № 41).

В расписании занятий количество часов аудиторной работы не должно превышать 8 академических часов в день на группу. Для заочной формы обучения (сессия) количество часов аудиторной работы в исключительных случаях (отдельные учебные дни) не должно превышать 10 академических часов в день на группу.

Под термином группа подразумевается группа численностью 25-30 человек. Для занятий по иностранному языку и практических занятий с применением компьютерных 'технологий допускается деление на подгруппы численностью 15 человек.

Председатель Государственной экзаменационной комиссии, утвержденный учредителем Академии, не может быть связан с Филиалом трудовыми отношениями, т.е. не должен являться ее работником на постоянной основе или по совместительству.


Виртуальная кафедра политических наук (Мультимедийное учебно-методическое пособие) /

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХиГС. 2014. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru